Прошли последние звонки, и одиннадцатиклассники, попрощавшись со школой, должны сделать самый важный выбор в своей жизни – выбрать будущую профессию. Наша рубрика «Профессии будущего» расскажет школьникам о перспективных инженерных и естественнонаучных специальностях, приоритетных для Красноярского края. Сегодня мы с выпускниками лицея № 3 побываем в гостях у студентов, обучающихся на специальностях «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» и «Мехатроника и робототехника» в Сибирском государственном университете науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (СибГУ им. М.Ф. Решетнева) – опорном университете Красноярского края.
Познакомьтесь, это Иван, Дмитрий, Кирилл и Михаил! У них сегодня удивительный день. Ребята смогут попробовать себя в профессиях, на которые собираются поступать в этом году. Их пустят в лаборатории, в которые ещё не ступала нога абитуриента, покажут технику, оборудование, продемонстрируют, как это все работает, а главное, дадут возможность самим все потрогать и испытать.
В гостях у будущих ракетостроителей
– Ребята, перед вами модели ракет, которые собирают студенты, – встречает школьников Елизавета БОРИСОВА, студентка 4 курса Института космической техники СибГУ им. М.Ф. Решетнёва. – Мы сами проектируем их, изготавливаем и запускаем на различные высоты до 300 метров. Модели изготовлены из композиционного материала – стеклопластика, благодаря ему они лёгкие и устойчивые к осевым нагрузкам.
В головных частях ракет находятся приборные отсеки, в которые помещается аппаратура, разработанная студентами, обучающимися ракетостроению: различные датчики, которые измеряют давление и температуру, вычисляют высоту, на которую поднялась модель ракеты. В приборном отсеке находится видеокамера, которая проводит видеосъёмку во время полёта.
С помощью ракетного моделирования можно получить опытные данные, сравнивая их с теоретическими измерениями, и делать выводы о механике полёта ракет.
Ивана привлёк в середине лаборатории загадочный предмет: «А что это такое? Похоже на казан или что-то в этом роде…».
– Эта деталь называется рефлектор космического аппарата, он сделан из углепластика. Основное назначение – отражение радиоволн. У самого углепластика коэффициент отражения очень небольшой, поэтому мы применяем метод вакуумного напыления, который позволяет нам нанести покрытие с высоким коэффициентом радиотражения, – раскрыл тайну странного предмета студент 4 курса, коллега Елизаветы БОРИСОВОЙ, победитель многих олимпиад Василий ШЕВЧУГОВ, – сзади меня стоит установка, которая как раз и используется для нанесения тонких покрытий с разнообразными свойствами (радиоотражающее, износостойкое) методом вакуумного напыления в безвоздушном пространстве на молекулярном уровне.
В лаборатории, в которую попали абитуриенты, отрабатываются новые технологии нанесения защитных покрытий на элементы и поверхность ракет и космических аппаратов. В космосе они испытывают экстремальную нагрузку: высокие скорости, высокую температуру. Например, когда летит ракета, её обшивка нагревается до семи тысяч градусов, и только «супертермостойкое» покрытие способно спасти ракету от разрушения.
Ещё одна фантастическая конструкция, с помощью которой наносится очень прочное защитное покрытие на внутреннюю часть сопел ракетных двигателей методом плазменного напыления – робот-манипулятор и плазмотрон.
При плазменном напылении сжатый газ проходит через устройство, называемое плазмотроном, разогревается до высоких температур (около 30 тысяч градусов), расплавляет металлический порошок, который также подаётся в плазмотрон, и напыляет его на изделие. Робот-манипулятор позволяет напылять детали разных размеров и конфигураций.
Знакомство с автономным роботом
Мехатроника и робототехника – профессия, которая стоит в ТОП-50 профессий будущего. Специалист по робототехнике занимается разработкой автоматизированных технических систем для выполнения сложной, тяжёлой или монотонной работы. Так, роботы-манипуляторы выполняют заранее заданные функции, например, сборку в машиностроении. Мобильные роботы (шагающие, плавающие, ползающие или летающие) имеют возможность перемещаться в пространстве для выполнения поставленных задач.
– Ребята, привет. А что это за процесс у вас здесь происходит? – интересуется Кирилл, выпускник лицея № 3 Красноярска, решивший узнать побольше о специальности, на которую хочет поступать в этом году.
– Одно из умений и навыков студента, который изучает мехатронику и робототехнику, заключается в наладке и настройке станков. Вот это учебно-фрезерный манипулятор с компьютерным управлением, действующий станок, на котором можно фрезеровать детали, – рассказывает Андрей ДОЛГИХ, студент 4 курса Института мехатроники и машиноведения СибГУ им. М.Ф. Решетнёва, – на нём мы отрабатываем программу управления движением технологического оборудования.
В лаборатории мехатронных систем ребятам показали огромные производственные станки. Ребята увидели токарно-фрезерный центр: четырёхкоординатный станок (три рабочие координаты – Х, Y и Z и одна поворотная опция). На этом станке можно выточить с десяток, а то и больше разновидностей сложных деталей. Именно такое оборудование стоит на предприятиях края.
Удалось ученикам 11 класса лицея № 3 познакомиться и с настоящим автономным роботом, разработанным студентами Арокосмического колледжа СибГУ им. М.Ф. Решетнёва, с которым они участвовали во всероссийском этапе соревнований «Ворлд Скиллс» (в компетенции «Мобильная робототехника»). Студенты сами его спроектировали, изготовили и запрограммировали. По своей программе он принимает «заказ» у «клиента», получает его на складе и возвращает оставшийся «товар» обратно на «склад».
В будущем специалисты по мехатронике и робототехнике будут чрезвычайно востребованы в промышленном производстве и транспорте, в сфере развлечений и услуг, других областях, где необходимо заменить или дополнить труд человека, автоматизировать сложные технические процессы. Так что, если старшеклассники выберут эту профессию, без работы никогда не останутся.
Светлана ПОТЕХИНА. Фото Дарьи КАЗИМИРСКОЙ