Телефон "мобильного корреспондента"
+7 (39151)7-88-45

Главная - Культура - Отличайся или умри! Креативный директор Первого канала Елена АФАНАСЬЕВА раскрыла секрет, как попасть на ТВ без блата

Отличайся или умри! Креативный директор Первого канала Елена АФАНАСЬЕВА раскрыла секрет, как попасть на ТВ без блата

Вернуться

Елена АФАНАСЬЕВА – российский журналист и писательница. Академик Академии Российского телевидения, ведущая еженедельной программы «Телехранитель» на радиостанции «Эхо Москвы». Работала парламентским корреспондентом, политическим обозревателем, медиааналитиком.

 

 

В телеиндустрии Елена АФАНАСЬЕВА уже 16 лет. Из них большую часть времени посвятила работе на главном телеканале страны. Сегодня она – глава дирекции креативного планирования Первого канала, отвечает за поиск и реализацию новых идей и творческих личностей.

 

Это она нашла среди многоликой московской толпы и привела работать в главную телекомпанию страны многих талантливых деятелей телевидения. Сегодня эти персоны известны даже в самых отдалённых уголках России: ведущий ток-шоу «Пусть говорят» и лауреат индустриальной телевизионной премии «Тэфи» Дима БОРИСОВ, ведущие программы «Доброе утро» Светлана ЗЕЙНАЛОВА и Тимур СОЛОВЬЁВ, автор скандальных политических книг Лена ТРЕГУБОВА, после публикации которых писательница была вынуждена покинуть Россию. Именно АФАНАСЬЕВА заметила прекрасную Азию – когда-то никому не известную бурятскую девушку родом из Иркутска, а с недавних пор генерального продюсера медиапроекта «Новиков ТВ».

 

Недавно корреспонденту «Причулымского вестника» удалось познакомиться с этой женщиной лично.

 

 

 

Кузница кадров

 

 

На телевидении АФАНАСЬЕВА занимается не только подбором персонала. Она основатель и директор школы Первого канала, созданной специально для обучения телевизионных журналистов, продюсеров и ведущих. Школа существует всего третий год, но за это время её выходцы показали ошеломляющие результаты: более 50 выпускников смогли найти работу на телевидении.

 

 

 

 

Миша МЕЛАМЕД из Барнаула попал два года назад к нам в мастерскую спортивных комментаторов, а в этом году он уже вёл матчи чемпионата мира по футболу. Сам «офигел» от такого счастья, ведь парень из глубинки не верил, что пробиться на ТВ без блата и связей действительно возможно. Как сказал Константин ЭРНСТ, открывая школу Первого канала: «Всё хочется спросить, где же та постель?» – смеётся Елена. – Вот ещё примеры: Александра когда-то работала редактором обычного интернет-издания, хотела стать сценаристом, а сейчас она  генеральный директор сериалов на канале «Россия» и страшно довольна. Простой преподаватель Артём ТАРАСЕНКО через три недели после окончания наших курсов попал на НТВ. И таких примеров очень много.

 

Учит Елена не только тому, как попасть на голубой экран, но и как реализовать себя в другой профессиональной сфере.

 

– Есть люди, которые не остались в Москве, но добились успеха, вернувшись на малую родину. Одна женщина, например, выпускница нашей школы, за год «раскрутила» свой «Инстаграм» с каких-то 46 до 600 тысяч подписчиков – этот интернет-сервис теперь приносит ей доход. Кроме того, она продюсирует девочку из какого-то села в Волгоградской области, которой всего 13 лет, но она уже зарабатывает больше, чем вся деревня, – рассказывает педагог. – Они подошли к своему блогу как к проекту, на котором можно зарабатывать: определили целевую аудиторию, выяснили, в каком информационном пространстве находятся эти люди, составили бизнес-план и стали работать. И этому их научили тоже мы.

 

Но самый важный навык, который Елена прививает своим студентам в первую очередь, – это умение презентовать себя и свою личность как продукт, который нужно продать. 

 

– У нас есть всего несколько секунд, чтобы заинтересовать потребителя, будь это ваш будущий работодатель или руководитель какого-нибудь кастинга. И когда я учу молодых людей представляться за 30 секунд, мои студенты мне говорят: «А представьтесь сначала вы». Я не страдаю самолюбованием, но отвечаю: «Здравствуйте, меня зовут Елена АФАНАСЬЕВА, и Борис ЕЛЬЦИН сам заплатил 57 копеек за мой кофе». И это правда. Это случилось в Верховном Совете СССР, когда он ещё не стал президентом, а был оппозиционным депутатом. Я тогда впервые заметила, что у него нет пальцев на руке.

 

В то время женщина работала журналистом. Кстати, за репортажи из Белого дома Москвы в 1991 году Елена была признана лучшим парламентским корреспондентом России.

 

 

 

Всё возможное и невозможное

 

 

АФАНАСЬЕВА уже несколько лет живёт и работает в Москве. И сегодня знает о сути российского телевидения как никто другой, ведь  трудиться в этой сфере она начала ещё в эпоху его зарождения.

 

Когда я начинала работать, выбор у наших потребителей был ограничен – они слушали, смотрели и читали нас только потому, что ничего другого не было. Сейчас людям доступно всё мировое информационное пространство, – рассказывает Елена. – Сегодня большое телевидение – это не просто ящик в углу комнаты. Оно перестало быть таковым. Теперь для бабушки оно в плазме с пультом и цифровой приставкой, а для внуков – в смартфоне, планшете, на YouTube, в любимом паблике «ВКонтакте».

 

И за всем этим стоит большая команда профессионалов, которая делает всё возможное, а порой и невозможное, чтобы заинтересовать и увлечь искушённого зрителя, производя всё больше интересных и захватывающих дух телевизионных продуктов. Поэтому порой остаётся только удивлённо пожимать плечами, когда встречаешь тех, кто, сидя на диване и переключаясь с одного канала на другой, ворчит на то, что по телевизору смотреть нечего.

 

Меняются потребители, не стоят на месте и технологии. Что уж говорить, если даже профессиональные сферы давно и очень активно заимствуют друг у друга полезные рабочие «приёмчики». Например, сам факт рождения телеканалов одной тематики получился благодаря принципу, пришедшему из маркетинга.

 

– «Отличайся или умри» – этот гениальный принцип на российском телевидении внедрил Роман ФОМЕНКО. Он первым начал создавать специализированные каналы. Это он придумал развлекательный канал СТС. Потом он оттуда ушёл, и вся слава досталась Александру ЛЕДЯВСКОМУ. А Рому и его команду перебросили на другое. И поскольку бюджет у ребят был ограничен, то они выбрали самое дешёвое, что есть на телевидении, и тоже добились успеха – создали каналы реалити. До ФОМЕНКО даже передач в формате реалити-шоу не было. Так вот, отличайся или умри – это самая главная задача в любой сфере, где присутствует потребитель – читатель, слушатель или зритель. И этим потрясающим принципом сегодня пользуется подавляющее большинство компаний, – делится уже современной историей телевидения АФАНАСЬЕВА.

 

 

 

По закону рынка

 

 

Но даже если вы профессионал в своём деле, то останавливаться в развитии нельзя ни на минуту. Постоянный «апгрейд» знаний просто необходим. И с этим ничего не поделаешь: таков дух времени.

 

Раньше знаний, полученных за пять лет учёбы в вузе, людям хватало, чтобы полностью состояться как специалист. Но это работало 30 лет назад. Девяностые же заставили всю страну переучиваться: закрылись все научно-исследовательские институты, производственные заводы и комбинаты, и народу пришлось искать себя на другом поприще.

 

Сегодня же этот всеобщий процесс совершенствования вообще беспрерывный. Если система, знания, любой творческий проект не обновляются каждые два года, то они бесконечно устаревают. Прежде всего, считает Елена, подстраиваться в этих моментах нужно именно под потребителя, того, для кого ты всё это делаешь.

 

До 1996 года мы показывали только то, что считали интересным сами. Сегодня же далеко не всегда то, что нравится тебе и твоему начальнику, это действительно круто и люди станут это смотреть. И эту тенденцию наглядно показывают рейтинги просмотров и различных социологических опросов. Наш мудрый руководитель Константин ЭРНСТ часто говорит: «Мне нравится, значит, рейтинга не будет». Почему так происходит? Потому что мы все разные –  по уровню культуры, знаниям, условиям жизни. И рассчитывать мы должны прежде всего не на свой вкус, а на большую аудиторию, – поясняет АФАНАСЬЕВА. – Сейчас, например, у нас в эфир выходит вечерняя и ночная линейка сериалов «Инквизитор», «Тайна города N», «Спарта», «Садовое кольцо». Эти наработки пылились на наших полках уже много лет. Почему именно сегодня? Потому что таковы законы рынка и того требует наша аудитория. Если вы будете продавать в глубинке дорогое фуа-гра, а люди там хотят бутерброда с колбасой, то вы со своей фуа-грой, скорее всего, прогорите. Это закон рынка, и он работает везде одинаково.

 

Елена САННИКОВА

(Полная версия статьи в выпуске № 33 от 15.08.2018)