Телефон "мобильного корреспондента"
+7 (39151)7-88-45

Главная - Человек и город - Из пункта «А» в пункт «В»

Из пункта «А» в пункт «В»

Вернуться

 

В преддверии праздничной даты корреспондент «ПВ» напросилась покататься с одним из таксистов, чтобы узнать, как живут и чем дышат городские извозчики.

 

 

 

 

У каждого таксиста своё, наполненное событиями и историями прошлое. Далеко не каждый работает профессиональным водителем всю жизнь. Есть среди этих людей и учителя, и рабочие, и инженеры… Несмотря на полученную специальность, в конечном итоге всех их объединило одно – такси.

 

Хотя присутствие в машине постореннего человека нежелательно, мой собеседник всё же рискнул взять меня на смену и прокатить бесплатно по городу. В ходе поездки я узнала от Дмитрия, что заставляет людей сутками работать в такси.

 

 

 

 

 

Начало начал

 

 

– Сегодня четверг, день не особо «хлебный», поэтому не обещаю колоритных пассажиров и уйму заявок, – с ходу предупредил меня Дмитрий.

 

Моему собеседнику 39 лет, он бывший предприниматель, работает в службе такси десять лет. Вот уж кто действительно повидал в этом деле всякого.

 

– Не от хорошей жизни, конечно, я начал «бомбить», – рассказывает Дима. – В силу определённых обстоятельств пришлось свернуть свой торговый бизнес. Это был конец 2006 года, когда в городе с завидной скоростью стали один за другим открываться крупные магазины и торговые площади. Я не мог себе позволить платить баснословные для меня суммы за аренду помещения. В начале 2007 года, чтобы перекантоваться и хоть как-то прокормить жену и маленького ребёнка, я устроился в такси. Сначала приходилось сложновато. Работали по рациям, без навигаторов и гаджетов со специальными приложениями. Так что нужно было хорошо ориентироваться в городе, знать расположение улиц и домов. Путался поначалу в адресах, конечно, но быстро освоился.

 

 

 

Между прошлым и будущим

 

Сравнивая былые времена и сегодняшние дни, Дмитрий говорит:

 

– Работа таксистов тогда и теперь очень отличается. С одной стороны, стало намного проще: появились телефонные приложения, электронные координаторы. С другой стороны, возникли новые сложности. Раньше мы знали, кто и где из водителей находится, так как общались по рациям. В любую минуту могли прийти друг другу на помощь: вытянуть из ямы, привезти запаску – да много чего. Сейчас такого братства уже нет. Таксистов стало больше почти втрое, каждый заботится исключительно о себе, зациклен на заработке – думать о коллегах некогда. Многие друг с другом даже не знакомы и не виделись ни разу. Остался, конечно, костяк «старожилов», которые общаются ещё со времён таксистского рацсвета, но таких единицы.

 

 

 

Делу – время

 

 

Рассказывая о стабильности дохода и о заработке в целом, таксист Дмитрий уверенно говорит:

 

– Как потопаешь, так и полопаешь. Когда я только начинал, у коллег и диспетчеров не было и в мыслях такого, чтобы водитель вышел на работу на два-три часа. Катали сутками! От этого и получали вполне прилично, жить можно было и без дополнительного дохода, не шикуя, конечно. Сегодня же с появлением онлайн-приложений на линию выходит до 450 машин. Часть таксистов работает до первого куша: на сигареты да пивко насшибают – и хватит. А мы, кто за баранкой 12 часов в день, нередко лишаемся «хлебной» заявки. Чтобы нормально заработать, нужно выходить не менее чем на день или на ночь. Только тогда за месяц, если вычесть выходные, расходы, процент фирме, бензин и прочие сопутствующие траты, в такси можно заработать около 20000 рублей чистыми. Примерно как рядовой рабочий на АГК.

 

 

 

Опасность рядом

 

 

Как только наш разговор дошёл до сравнения с другими профессиями, у меня невольно вырвался вопрос: «Насколько работа таксиста опасна?».

 

– Рабочий на том же глинозёмном комбинате отработал смену и ушёл домой отдыхать. Хотя и там свои сложности есть, – говорит Дмитрий. – Выходя на смену в такси, ты не знаешь, вернёшься ли домой целым и невредимым, останешься ли жив. Вы же понимаете, что люди бывают разные, и никогда не угадаешь, чего от них ожидать. В лучшем случае кинут на деньги: уйдут, не расплатившись. А бывает, силой отберут заработанное и отправятся восвояси.

 

Был у меня случай. Забрал с Привокзального изрядно подвыпившую даму лет 35-40. Она села на заднее сиденье, мы тронулись, но не успели проехать и километра, как женщина сняла с себя шарф, накинула мне на шею и давай душить. Я, конечно, вырвался, тётку эту высадил, но ещё долго приходил в себя.

 

Однажды заказали машину до Абакана. Такие заявки для нашего брата – редкость и большая удача. Короче, забираю пассажира, едем в Хакасию. В дороге мужчина тихонько выпивает. Не доезжая километров 30 до назначенного места, настроение попутчика резко меняется, его начинает раздражать сигнал навигатора. Схватив подставку с передней панели, он вырывает мой телефон. Это хорошо, что у меня реакция нормальная. Я его быстренько остепенил и высадил на трассе, от греха подальше. Благо, наученный горьким опытом коллег, деньги за поездку я взял заранее, а то прокатился бы бесплатно.

 

Таких случаев масса. И это ещё цветочки. Бывало, водителей убивали за какие-нибудь 1000-1500 рублей. Сегодня такого беспредела нет, во всяком случае в Ачинске. А вот в 2014 – 2015 годы хоронили много таксистов, погибших от рук хладнокровных преступников.

 

 

 

Цари и боги

 

 

Рассказал Дмитрий мне и про нашего брата – клиента.

– Ценник на поездки для пассажиров сегодня более чем приемлемый, – говорит водитель. – Но встречаются клиенты, и таких, наверно, треть, которые за 50 рублей считают себя царями. То им не так, это не эдак, то не так посмотрел, то не то сказал. Везу однажды женщину лет 45. Всё замечательно. Молчим, музыка играет потихоньку. Светофоры все зелёные, пробок и заторов ноль. Красота! И тут моя пассажирка берёт телефон, набирает номер и говорит в трубку: «Здравствуйте, я вот сейчас с вашим водителем еду. Отвратительно! В машине грязно и воняет. Таксист хам, матерится и курит». Сказать, что я был в шоке, – ничего не сказать. Машина только после мойки, пахнет свежим цитрусом, а я, кроме «Добрый день. Куда едем?», не успел ничего и сказать-то. Благо, работает видеорегистратор, плюс ко всему я включил фронталку на планшете, что висит у меня на лобовом стекле.

 

Она продолжает: «Я за такую поездку платить отказываюсь! И вообще, больше не намерена в вашем такси ездить и друзей отговаривать буду». Кладёт трубу. Я возмущённо спрашиваю, что это за ерунда сейчас произошла. А она мне спокойно: «Не переживайте, мужчина. Я с вами рассчитаюсь. А фирма за мою жалобу предоставит мне бесплатную поездку. Мне ведь ещё обратно ехать».

 

Я молча высадил эту наглую бабу в указанном месте, а сам отправился в офис, дабы разъяснить ситуацию и показать начальству, что нынче клиенты выделывают и как честных работяг подставляют. Коллеги, конечно, от души посмеялись, а руководство, надо сказать, испытало смятение и неловкость.

 

В конечном итоге добро победило зло. «Лягушка-путешественница» была заблокирована. Подобные истории и казусы я могу рассказывать вам сутками, но, к сожалению, мне нужно работать. Как только у меня будет первая заявка, нам с вами придётся попрощаться: клиенты возмущаются, когда в машине есть ещё пассажиры.

 

 

 

Необходимость или зов сердца?

 

 

До первой заявки я всё-таки успела подвести черту в нашем разговоре и спросила у Дмитрия, так кто же всё-таки таксист. Что это: профессия, хобби или последний островок спасения от безденежья?

 

– Таксист – это состояние души, – отвечает Дима. – Кто хоть раз попробовал вольные хлеба, когда сам себе начальник, уже вряд ли когда-нибудь это оставит по доброй воле. Да, многих толкает на работу в такси безденежье и поиск дополнительного заработка. Но есть и те, кого привлекает общение с людьми, кто-то не представляет своей жизни без руля и дороги. С праздником вас, дорогие коллеги! Крепкого вам здоровья, благополучия и ровных дорог.

 

 

Юлия ИВАНОВА