Телефон "мобильного корреспондента"
+7 (39151)7-88-45

Главная - Человек и город - Ачинский учитель музыки преподаёт нотную грамоту необычными методами

Ачинский учитель музыки преподаёт нотную грамоту необычными методами

Вернуться

Не перестаю удивляться таланту, изобретательности и энтузиазму наших учителей. Некоторые представители этой благородной профессии не просто работают с полной самоотдачей, но живут своим делом, стараясь «заразить» им как можно больше учеников.

 

Недавно мне посчастливилось познакомиться как раз с одним из таких педагогов. Как замечательно, что есть люди, которые каждый день передают свой бесценный опыт нашим детям, стараясь вложить в них всё самое лучшее.

 

 

 

На уроке

 

 

– Здравствуйте, ребята, – пропевает педагог, аккомпанируя себе на фортепьяно.

 

– Здравствуйте, учитель, – также нараспев отвечают ей ученики.

 

– Как у вас дела?

 

– Ха-ра-шо.

 

Так необычно начинается обычный урок музыки в лицее № 1. Ведёт его педагог учебного заведения Татьяна ЦЫМДЯНОВА, лауреат премии «Учитель года», призёр краевого конкурса на лучшую разработку программы по учебному предмету «музыка» и просто человек, увлечённый своим делом, рядом с которым невозможно не полюбить музыку.

 

Сначала может показаться, что на её занятиях слишком шумно. Ребятишки выкрикивают ответы на вопросы со своих мест, пританцовывают, что-то обсуждают между собой. Когда же педагог начинает говорить, ученики вдруг, как по взмаху дирижёрской палочки, все превращаются в слух.

 

Татьяна Анатольевна предлагает своим воспитанникам отгадать тему урока с помощью ребуса. Дети с лёгкостью справляются с заданием и узнают, что в этот раз им предстоит познакомиться с произведением французского композитора Камиля СЕН-САНСА «Карнавал животных».

 

– Здесь каждая пьеса – это изображение образа конкретного животного, – поясняет педагог. – Прослушайте одну из них и постарайтесь угадать, какое именно животное изобразил композитор.

 

Ученики откидываются на спинки стульев, кто-то поудобнее укладывает голову на парту, и на несколько минут весь класс погружается в приятные звуки мелодии. После окончания композиции ребята выдвигают три варианта ответа. Педагог не сразу признаётся, какая часть произведения прозвучала, а принимается, не торопясь, рассуждать вместе с детьми.

 

– Спокойствие и расслабленность, которое слышится в произведении, показывает, что животное, скорее всего, медленное. В этой пьесе рисуется водное пространство, и, обратите внимание, присутствует не один образ животного, – объясняет женщина, отметая таким образом неверные ответы.

 

Ребята ещё несколько раз прослушивают музыкальную пьесу, пытаясь прочувствовать композицию. Затем педагог предлагает детям самим стать композиторами. Ученики сразу же выстреливают вверх руками – каждый желает продемонстрировать свои умения. Несколько воспитанников пробуют самостоятельно изобразить животных на всевозможных музыкальных инструментах. Вот так Татьяна не только учит детей слышать и понимать музыку, но и даёт им возможность проявить фантазию и смекалку.

 

 

 

Не удача, а упорство

 

 

С выбором профессии Татьяна ЦЫМДЯНОВА определилась ещё в детстве. Хорошим примером для неё были родители: мать – педагог с 40-летним стажем, отец – прекрасный гармонист-самоучка. Именно этот русский музыкальный инструмент Татьяна и освоила в первую очередь. Особых условий для развития у провинциальной и любознательной девочки не было. В небольшой деревне Новоеловка Большеулуйского района, где и выросла Татьяна, музыкальной школы не существовало. Поэтому для освоения необходимых знаний она использовала любую возможность.

 

– Когда я была в седьмом классе, к нам в школу по совместительству приехала работать молодая учительница, которая играла на фортепьяно. Я настояла, чтобы моя мама уговорила её давать мне частные уроки, – вспоминает ЦЫМДЯНОВА. – Затем я узнала, что в Ачинском педколледже есть воскресная школа музыки, и стала приезжать на выходные сюда. Вот такими непростыми путями я постигала азы этого искусства.

 

Связать свою жизнь с музыкой Татьяна пыталась несколько раз, но всё время  сталкивалась с препятствиями. В музыкальное училище не принимали без документа об окончании музыкальной школы, а в КГПУ на соответствующее отделение – без диплома музыкального училища. Поэтому идти к своей цели ей пришлось 11 лет. Окончив с отличием Ачинский педколледж и факультет начальных классов Красноярского педагогического университета, упорная девушка всё же поступает на музыкальное отделение того же учебного заведения. В 2015 году Татьяна с успехом защищает диплом и получает второе высшее образование.

 

 

 

Цифры, цвета, ребусы и картинки

 

 

Свой профессиональный путь наша героиня начала, ещё будучи 20-летней девушкой. Впервые работать учителем музыки Татьяна стала в 2005 году в школе № 12. В 2012 году руководство ачинского лицея № 1 переманило талантливого преподавателя.

 

Сегодня педагога с 10-летним стажем можно смело назвать учителем с большой буквы. В своих воспитанников ЦЫМДЯНОВА вкладывает всю свою душу и о другой судьбе даже не мечтает.

 

– С каждым возрастом интересно работать по-своему. В начальных классах я люблю играть с детьми, в средних – уже преследую цель научить их простым основам. Хочется, чтобы воспитанники больше рассуждали, и я создаю условия, чтобы они могли творчески себя проявлять. В старшей школе я учу ребят мыслить гораздо шире, развивая умение разбираться во временных искусствоведческих эпохах. Если они поймут, что отличало музыку романтиков от музыки классицистов, то им впоследствии будет очень легко рассуждать о том, что характерно для конкретного культурного периода. Если мне удаётся развить этот навык, вывести ребят на этот уровень понимания, значит, я добилась своей цели.

 

Татьяна старается привлечь как можно больше ребят к музыке, научить её слушать и понимать, а для этого, как утверждает сама учительница, все средства хороши. И таких средств в её арсенале масса. Находясь в декретном отпуске, женщина разработала свои собственные обучающие пособия, за что в 2015 году стала призёром краевого конкурса на лучшую разработку программы по учебному предмету «музыка»

 

 


На занятиях дети отгадывают ребусы, рассматривают репродукции картин и даже решают арифметические примеры. Педагогу удаётся объяснять музыкальную грамоту через буквы, цифры, а порой и цвет. Эти необычные, но в то же время простые и понятные даже маленьким детям методы Татьяна позаимствовала у отечественных коллег.


 

 

– Впервые такую систему, где все ноты привязаны к цифре, я обнаружила ещё в детстве в советских самоучителях, – увлечённо рассказывает женщина. – Кроме этого, дети легко обучаются с помощью цвета. Методика цветных нот или радужная музыка была придумана нашим соотечественником, музыкантом-психотерапевтом. Все эти методы я усовершенствовала и адаптировала под своих учеников.

 

 

 

Изюминка школы

 

 

Все эти новаторские системы Татьяна Анатольевна уже не первый год применяет на своих воспитанниках. Занимаются по цифровым и цветовым нотным тетрадям и участники музыкального ансамбля «Утеха», который она создала в 2015 году. Несмотря на скромный возраст детского коллектива, на его счету уже немалый список достижений. Одно из них – звание дипломанта всероссийского конкурса «Играй, свирель». Но с таким талантливым наставником ребята умеют играть не только на свирели – в распоряжении детей множество инструментов, о существовании которых я даже не подозревала до встречи с этой учительницей.

 

 

 

 

И всё же главным результатом своего труда Татьяна Анатольевна считает не овладение музыкальным инструментом. Педагог стремится привить детям любовь к музыке через живой звук. Именно поэтому с подачи ЦЫМДЯНОВОЙ ачинский лицей № 1 подписал с краевой филармонией договор о сотрудничестве. Теперь раз в четверть в актовом зале школы выступают различные музыкальные коллективы. Иногда для лицеистов удаётся организовать даже небольшие мастер-классы от заезжих профессиональных музыкантов.

 

Хорошо, когда школа идёт в ногу со временем, а ещё лучше, когда в образовании работают неравнодушные, болеющие за своё дело люди. Татьяна ЦЫМДЯНОВА – олицетворение современного учителя, который не просто воспитывает гармоничных людей, но и готовит ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учит их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно и творчески мыслить.